Порядок создания Аудиторского комитета и утверждения Субъекта аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности.

Sorry, this entry is only available in Russian and Ukrainian.

Подготовлено:

Заказнова Анна, аудитор Департамента аудита, МСФО и консалтинга

 

01 октября 2018 года вступил в силу Закон Украины “Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности” № 2258-VIII от 21.12.2017 года (Далее – Закон об аудите), в соответствии с которым крупные предприятия и прочие предприятия, представляющие общественный интерес обязаны создать аудиторский комитет, полномочиями которого является, в числе прочего, проведение прозрачного конкурса по отбору субъектов аудиторской деятельности.

Данное требование является новым, поэтому рассмотрим детальнее процесс утверждения Субъекта аудиторской деятельности для предоставления услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности (Далее – Аудитор) и создания Аудиторского комитета согласно законодательным нормам:

  1. Определяем, кто является высшим органом управления предприятия.

Это может быть:

  • для акционерных обществ: наблюдательный совет или иной исполнительный орган (в случаях, если создание наблюдательного совета не предусмотрено уставом предприятия);
  • для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью – сборы участников.
  1. Проверяем, возложены ли функции о назначении Аудитора согласно уставным документам на высший орган управления предприятия (далее – Наблюдательный совет)
  2. Наблюдательный совет разрабатывает и обнародует порядок проведения конкурса, а также однозначные прозрачные и недискриминационные критерии отбора как минимум двух Аудиторов, которые будут представлены на рассмотрение при назначении Аудитора (абз.2 п.3 ст.29 Закона об аудите).
  3. Наблюдательный совет проводит конкурс по отбору Аудиторов, которые могут быть предназначены для оказания услуг по обязательному аудиту финансовой отчетности предприятия в соответствии с требованиями п.3 ст.29 Закона об аудите.
  4. Наблюдательный совет оценивает конкурсные предложения, представленные Аудиторами, по установленным критериям отбора и составляет отчет о выводах процедуры отбора (п.4 ст.29 Закона об аудите).
  5. По результатам конкурса Наблюдательный совет создает обоснованные рекомендации по назначению, которые должны включать, по меньшей мере, два предложения по отбору Аудитора (п.4 ст.29 Закона об аудите).
  6. Наблюдательный совет выбирает и утверждает Аудитора.
  7. До подписания договора по аудиту финансовой отчетности Наблюдательный совет информирует об Аудиторе соответствующий орган государственной власти, к которому в соответствии с законодательством подается финансовая отчетность вместе с аудиторским заключением. Форма уведомления устанавливается таким органом государственной власти. Акционерные общества подают уведомление в форме, утвержденной Решением НКЦБФР №43 от 31.01.19 г., зарегистрированного в Министерстве Юстиции Украины 27.02.2019 под № 199/33170.
  8. Предприятие заключает договор с Аудитором.
  9. Предприятие проходит аудиторскую проверку.
  10. Назначается Общее собрание акционеров (для акционерных обществ) или Общее собрание участников (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью) по утверждению годовой отчетности предприятия, подтвержденной Аудитором.
  11. В случае если предприятие планирует создавать Аудиторский комитет, на собрание выносится в числе прочего следующие вопросы:
  • о создании Аудиторского комитета предприятия;
  • утверждение положения об Аудиторском комитете предприятия и квалификационных требований к членам аудиторского комитета,
  • об утверждении состава Аудиторского комитета предприятия (его Главы и членов комитета) в соответствии с требованиями п.3 и 4 ст.34 Закона об аудите:
  • большинство членов Аудиторского комитета не должны быть связаны с предприятием;
  • Глава Аудиторского комитета назначается из числа независимых членов;
  • в состав Аудиторского комитета не могут входить должностные лица органов управления предприятием.
  • об утверждении функций Аудиторского комитета в соответствии с требованиями п.5 ст.34 Закона об аудите*:
  • информирование Наблюдательного совета о результатах обязательного аудита финансовой отчетности;
  • мониторинг процесса составления финансовой отчетности и предоставление рекомендаций и предложений по обеспечению достоверности информации;
  • оценка эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками предприятия;
  • мониторинг выполнения задач по обязательному аудиту финансовой отчетности;
  • оценка независимости Аудиторов, которые предоставляют услуги по обязательному аудиту;
  • проведение прозрачного конкурса по отбору Аудитора и обоснование рекомендаций по его результатам.

*Обращаем внимание, что в перечне функций Аудиторского комитета согласно п.5 ст.34 Закона об аудите отсутствует функция утверждения Аудитора. Согласно абз.1 п.1 ст.29 Закона об аудите данная функция возлагается на высший орган управления предприятием. Но, в то же время, абз.2 п.1 ст.29 Закона об аудите разрешает возложить данную функцию на другой исполнительный орган, им может быть и  Аудиторский комитет. Поэтому, если в дальнейшем планируется возложить утверждение Аудитора на Аудиторский комитет, необходимо добавить эту функцию к вышеперечисленным.

  • о внесении в уставные документы изменений, связанных с созданием Аудиторского комитета и изложение его функциональных обязанностей;
  • утверждение порядка процедуры конкурсного отбора Аудитора и его назначения Аудиторским комитетом для выполнения обязательного аудита финансовой отчетности.

Создание Аудиторского комитета позволит предприятию проводить отбор (а также утверждение – в зависимости от возложенных функций) Аудитора с помощью компетентного в вопросах учета и аудита органа, без привлечения Наблюдательного совета.

К слову,  в европейской практике наличие Аудиторского комитета не является новшеством. Еще до вступления в силу Директивы 2014/56/ЕС от 16.04.2014 года, которая ужесточает требования к аудиту (в том числе обязывает субъекты общественного интереса создавать Аудиторские комитет или органы с аналогичными функциями), в 96% всех публичных европейских компаний Аудиторский комитет уже функционировал.

Многие отечественные компании не видят необходимости в создании Аудиторского комитета, оправдывая это следующими причинами:

  • слишком маленький бизнес для службы внутреннего аудита;
  • комитет не обязан быть независимым, поэтому нет необходимости создавать независимый комитет;
  • нет возможности позволить себе внутренний аудит;
  • содействие аудиторским комитетам отнимает время от повседневных деловых операций.

Однако, хотим отметить, что затраты и времени и денег, обеспечивающие надежное функционирование Аудиторского комитета в целом гораздо меньше, чем расходы на расследование мошенничества, которое может быть вызвано плохо управляемой и плохо контролируемой средой внутреннего контроля.

В любом случае, Аудиторский комитет похож на страховой полис: лучше иметь его и не нуждаться в нем, чем не иметь его и нуждаться в нем.

 

 

Остались вопросы по аудиту? Свяжитесь с нами прямо сейчас!

097 338 12 88, 050 340 11 17

af@audit-invest.com.ua

Be the first to know!
Subscribe to the newsletter and receive
only the most useful information for your business!
Subscribe

    Leave your contacts, we will call you back in 5 min!

      Leave your details and we will contact you shortly

      KyivDniproKam'yansʹke
      Написать в
      Viber