Ключевые изменения по ТЦО в 2019 году

Sorry, this entry is only available in Russian and Ukrainian.

 Подготовлено:

Ангелина Кравцова,

Специалист направления ТЦО

Ольга Мироненко,

Специалист направления ТЦО

 

С 1 января 2019г вступил в силу Закон Украины № 2628-VIII от 23.11.2018 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрированию и пересмотру ставок отдельных налогов и сборов».

Изменения затрагивают, кроме прочих, вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием.

 

Критерии признания операций контролируемыми

Операции постоянного представительства с нерезидентом

С 01.01.2019г. подпунктами 39.2.1.1 и 39.2.1.4 ст.39 НКУ, закреплено, что внутрихозяйственные расчеты между нерезидентом и его постоянным представительством следует считать контролируемыми.

Обращаем внимание, что, несмотря на отсутствие прямой нормы в редакции НКУ до 01.01.2019г., ГФС в своих разъяснениях настаивала на признании внутрихозяйственных расчетов между нерезидентом и его постоянным представительством контролируемыми (письмо ГФС от 27.02.2018 р. № 793/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Операции через «номинального» посредника

Напомним, что «номинальными» посредниками в целях контроля за ТЦО считаются компании, которые имеют место в цепи поставок, но при этом не выполняют существенных функций, не используют существенных активов и не принимают на себя существенных  рисков, связанных с  приобретением (продажей) товаров и услуг по такой цепи. Иными словами: существуют только «на бумаге».

С 01.01.2019г, согласно пп.39.2.1.5 ст.39 НКУ, контролируемыми признаются операции, осуществленные налогоплательщиками через «номинальных» посредников не только со связанными компаниями-нерезидентами, но и с нерезидентами, указанными в пп.39.2.1.1 НКУ ст.39, в том числе:

  • резидентами «низконалоговых юрисдикций»;
  • компаниями, которые имеют организационно-правовую форму, включенную в Перечень КМУ №480;
  • комиссионерами-нерезидентами.

Поэтому теперь компаниям необходимо понимать полный функционал всех участников по всем цепочкам поставки товаров (работ, услуг) раскрывать соответствующую информацию контролирующим органам.

 

Особенности обоснования контролируемых операций

Превалирование сути над формой

По новым правилам, при проведении анализа функций, рисков и активов, которые задействованы в контролируемой операции, необходимо уделять особое внимание фактическим обстоятельствам проведения таких операций, так как они имеют преимущество перед предварительно оформленными договорными условиями.

Также введена норма, согласно которой, осуществленная, но документально не оформленная контролируемая операция, для целей ТЦО рассматривается в соответствии с фактическим поведением сторон сделки и условиями ее проведения.

Таким образом, налогоплательщикам недостаточно будет предъявить контролирующему органу наличие или отсутствие формальных первичных документов. Необходимо будет привести дополнительные доказательства реальности осуществления сделок, потому как наличие указанной нормы позволит ГФС осуществлять переквалификацию проведенных операций с учетом их экономической сущности.

Критерии сопоставимости операций

В новом пп.39.2.2.9 конкретизирован порядок сопоставления коммерческих и финансовых условий сделок в части исследования, использованных сторонами активов (производственное оборудование, нематериальные активы, финансовые активы и т.п.), их природы (возраст, рыночная стоимость, расположение, наличие прав защиты и т.п.); анализа влияния нематериальных активов (их юридическое владение и договорные условия использования, эксклюзивность, степень и продолжительность правовой защиты, географическая сфера применения, срок полезного использования, стадия разработки и т.д.).

Выбор исследуемой стороны

В новой редакции пп. 39.3.2.7 НКУ закреплено, что стороной для исследования выбирается та сторона, для которой, кроме прочего, имеется наиболее полная и документально подтвержденная информация о финансовых показателях контролируемой операции, которые используются для расчета показателей рентабельности, предусмотренных пп.39.3.2.5 ПКУ.

Это, прежде всего, касается случаев, когда контрагент-нерезидент выполняет меньше функций, но объективно не может быть выбран стороной для исследования, в связи с отсутствием информации о его финансовых показателях в рамках контролируемой операции.

Расчет рыночного диапазона

С 01.01.2019 г. обязательному обоснованию подлежат причины, по которым определение рыночного диапазона рентабельности проводилось на основании информации за несколько отчетных периодов (лет) с использованием средневзвешенного показателя рентабельности.

 

Полномочия налоговых органов при осуществлении контроля за ТЦО

В редакции нового пп. 39.5.2.13 ПКУ законодатели расширили механизмы контроля за ТЦО путем:

  • возможности проведения встречных сверок не только сторон контролируемой операции, но и всех задействованных плательщиков налогов в цепочке поставки от плательщика налогов к нерезиденту;
  • направления запросов компетентным органам иностранных государств в отношении предмета и обстоятельств осуществления контролируемой операции и/или хозяйственной деятельности и показателей финансовой отчетности нерезидента – стороны контролируемой операции;
  • проведения встреч с налогоплательщиком для обсуждения методологии обоснования условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», которая применена налоговым органом во время проверки.

 

 

Остались вопросы? Свяжитесь с нами прямо сейчас!

097 338 12 88, 050 340 11 17

af@audit-invest.com.ua

 

 

Be the first to know!
Subscribe to the newsletter and receive
only the most useful information for your business!
Subscribe

    Leave your contacts, we will call you back in 5 min!

      Leave your details and we will contact you shortly

      KyivDniproKam'yansʹke
      Написать в
      Viber