Начисление резерва сомнительных долгов по ПСБУ: обязанность или выбор предприятия ?

Подготовлено:

Евгения Якуба, консультант по вопросам налогообложения и учета

 

Все чаще, особенно в преддверии составления годовой финансовой отчетности, к нам обращаются  с такими вопросами: а обязано  ли предприятие создавать резерв сомнительных долгов ? На какую задолженность создается резерв? Какими могут быть налоговые последствия, если резерв не создавать? Рассмотрим все по порядку.

 

На какую задолженность создается резерв сомнительных долгов?

Цель создания резерва сомнительных долгов – соблюдение принципа осмотрительности, согласно которому не допускается занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия в финансовой отчетности (п.6 р.III НПСБУ 1).

Согласно п. 7 ПСБУ 10 «Дебиторская задолженность» резерв на предприятии обязательно создается под текущую «денежную» задолженность (кроме задолженности, которая приобретена  с целью дальнейшей ее перепродажи).

К такой  «денежной» задолженности относится:

  • задолженность покупателей за товары, работы, услуги (Дт счетов 361, 362);
  • задолженность по векселям полученным (Дт счетов 182, 34);
  • прочая дебиторская задолженность (Дт счетов 3775, 3771 и пр)

 

Когда резерв не создают?

  • действие ПСБУ 10 не распространяется на бюджетные учреждения и предприятия, которые составляют отчетность по международным стандартам;
  • для микропредприятий и предприятий-плательщиков единого налога существует возможность текущую дебиторскую задолженность включать в итог баланса по ее фактической сумме, т.е. не создавать резерв сомнительных долгов (п.8 р.1 ПСБУ 25).
  • резерв сомнительных долгов не создают под «товарную» задолженность, Например, аванс, перечисленный поставщику за товары (работы, услуги).
  • долгосрочная дебиторская задолженность, на которую начисляются проценты, отражается по приведенной стоимости;
  • дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом, задолженность финансовых и налоговых органов, авансовые платежи, переплата по налогам признаются в балансе по фактической сумме без создания резерва;
  • резерв сомнительных долгов не создается на безнадежную задолженность и задолженность, обеспеченную поручительством, гарантией или залогом (меры обеспечения согласно гл.49 ГКУ).

 

Когда необходимо создавать резерв сомнительных долгов?

Резерв создается, когда существует неуверенность в получении дохода или погашении задолженности. Это оценочная величина и суждение руководства о наличии потенциальной угрозы в неполучении оплаты за отгруженную продукцию или товары, в погашении задолженности.

Достаточно ли для создания резерва одной «интуиции» руководства ? По нашему мнению, недостаточно. Любые оценки и суждения базируются на информации, которая есть в наличии в данный момент. Поэтому решение о создании резерва, о его величине тоже должно быть подкреплено соответствующей информацией.

Например, к признакам, которые могут говорить о наличии проблем у контрагента, можно отнести: регулярная просрочка сроков оплаты, наличие задолженности по налогам, налоговый долг, резкие изменения в объемах закупок товара, наличие хозяйственных споров, и т.д.

 

Какие возможные последствия в случае, если резерв не создан?

Создание резерва сомнительных долгов влияет на финансовый результат, и, соответственно, на объект обложения налогом на прибыль. Для предприятий с годовым доходом более 20 млн. грн. нормами п.139.2 ст.139 НКУ предусмотрена корректировка на налоговые разницы, которые возникают при создании резерва сомнительных долгов.

Так, финансовый результат увеличивается:

  • на сумму расходов на формирование резерва сомнительных долгов (бухгалтерская проводка Дт 944 Кт 38);
  • на сумму расходов от списания дебиторской задолженности сверх суммы сформированного резерва сомнительных долгов (бухгалтерская проводка Дт 944 Кт 36).

А уменьшается лишь на такую сумму списанной задолженности, которая будет отвечать признакам «безнадежности», приведенным в пп. 14.1.11 ст. 14 НКУ. Таким образом, в целом, для предприятий с годовым доходом более 20 млн., операции по созданию резерва сомнительных долгов, его увеличению/уменьшению, операции по списанию задолженности на расходы сверх суммы резерва полностью нивелируются налоговыми разницами. Имеет значение только списание безнадежной задолженности, признанной безнадежной согласно пп. 14.1.11 ст. 14 НКУ.

Фактически, налоговики могут предъявить претензии только к факту отсутствия резерва сомнительных долгов, т.е. к ведению бухгалтерского учета с нарушением правил. Размер ответственности – административная ст.163.1 КУоАП.

А вот для предприятий с годовым доходом до 20 млн. грн. обязательные корректировки финансового результата до налогообложения отсутствуют. Это значит, что для налогового инспектора им надо иметь убедительные доказательства того, на основании каких предположений, какой информации у руководства предприятия появились сомнения в наличии признаков сомнительности задолженности контрагента.

 

На что стоит обратить внимание?

  1. Контроль сроков исковой давности. Если сроки истекли в прошлом году, то списывать безнадежную задолженность на расходы в текущем периоде неверно. Соответственно, может встать вопрос о подаче уточненной декларации по налогу на прибыль с уточненными показателями финансовой отчетности.
  2. Начисление резерва сомнительных долгов оказывает влияние на валюту баланса, что может иметь решающее значение при отнесении предприятия к категории «малого» или «среднего», «среднего» или «большого» в соответствии с критериями по п.2 ст.2 р. 1 Закона Украины №996.

 

 

Остались вопросы? Свяжитесь с нами прямо сейчас!

097 338 12 88, 050 340 11 17

af@audit-invest.com.ua

 

 

Будь в курсе первым!
Подпишитесь на рассылку и получайте
только самую полезную информацию для Вашего бизнеса!
Подписаться
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение 5 минут

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время
КиевДнепрКаменское