Налоговые проверки, если сравнивать с проверками других контролирующих органов, одни из наиболее сложных проверок. А если учесть такой вид проверки, как фактическая проверка, то еще и очень непредсказуемые. Поэтому руководителям предприятий нужно быть готовым к ним всегда.
Для того, чтобы результаты налоговых проверок не были неожиданными, рекомендуем следующее:
1. Проведите беседу с персоналом
Если нет возможности сообщить о предстоящей проверке всем сотрудникам, вы должны в обязательном порядке уведомить о ней секретаря и службу безопасности предприятия. Полезной будет инструкция для работников о том, как вести себя во время проверки. Она может быть общего содержания для всех работников, или составлена для каждого отдела отдельно (например, для кассиров).
2. Проведите беседу с главным бухгалтером
Бухгалтер, как никто другой осведомлен о положении дел на вашем предприятии, знает «проблемные» вопросы и какие меры нужно предпринять, чтобы минимизировать риски и пройти проверку успешно. Не секрет, что у каждого бухгалтера найдется ряд учетных вопросов, которые всегда оставляются «на потом» и на которые всегда экономится время. Узнайте об этих вопросах, и совместно с бухгалтером разработайте план по их решению. Очень эффективным будет привлечение профессионалов как независимых и опытных помощников.
3. Проведите "мониторинг" уставных документов, организационных, первичных документов
Каждая хозяйственная операция должна быть подкреплена документом – это очень важно. Необходимо проверить первичную документацию на предмет их наличия, соответствия данным учета, правильности оформления, достаточности доказательств связи с хозяйственной деятельностью предприятия и пр. В случае отсутствия какого-либо документа – дооформить (восстановить).
4. Уделите особое внимание следующим операциям и вопросам
- движение денежных средств на расчетных счетах и корпоративных картах, своевременность и полнота расчета по выданным в подотчет средствам;
- соблюдение кассовой дисциплины, оформление кассовых ордеров, расчет лимита остатка наличности в кассе, сроки и полнота сдачи выручки и других денежных средств на счета в банках;
- товарные остатки – соответствие фактических данных и данных учета;
- сроки давности по кредиторской/дебиторской задолженностям по расчетам с поставщиками;
- наличие договоров аренды, оформленных в соответствии с требованиями законодательства, налогообложение НДФЛ и ВС при аренде недвижимости, транспорта у физических лиц;
- операции по выдаче/получению финансовой помощи – наличие договоров, соответствие договорных условий фактическим операциям.
Как показывает практика сопровождения налоговых проверок, не потеряли свою остроту такие вопросы налоговой проверки:
- подтверждение перевозки, наличие транспортных документов (ТТН),
- отношения с «недобросовестными» контрагентами, контрагентами с неподконтрольных (Донбасс) или с аннексированных территорий (Крым),
- наличие значительных расходов на информационно-консультационные услуги, маркетинговые затраты или предпродажная подготовка.
Конечно, у каждого предприятия есть свои особенности, которые также следует учитывать. И, конечно же, наиболее правильным будет обратиться к профессионалам, которые смогут дать объективную оценку состояния Вашего учета, правильности расчета налогов.
Для заказа налоговой консультации свяжитесь с нами:
〉 097 338 12 88, 050 340 11 17 〉 af@audit-invest.com.ua