«Кручу-верчу… улучшить показатели хочу!»
Что плохого, если в Вашей компании работает «творческий» фин. директор или бухгалтер? Как это может исказить отчетность, что в итоге катастрофически отразится на работе компании.
Узнайте, почему Вашим сотрудникам иногда так хочется «творить» и как они это делают.
Директора некоторых компаний используют особые методы учета или оформляют сделки таким образом, чтобы владельцы, инвесторы, кредиторы получали положительное представление о финансовом положении компании, а не полную картину.
Эта практика имеет название творческого бухгалтерского учета и представляет серьезную проблему для пользователей финансовой информации и для общества в целом. Поэтому, несмотря на наличие правил бухгалтерского учета, качество отчетности иногда вызывает определенную обеспокоенность у владельцев бизнеса.
ЧТО ПОБУЖДАЕТ ВАШИХ ПОДЧИНЕННЫХ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСКИМ БУХУЧЕТОМ?
Они занимаются этим исходя из желания:
- обойти ограничения (например, показать прибыль, достаточную для выплаты дивидендов);
- избежать определенных мер воздействия со стороны органов власти (например, повышенного налогообложения чрезмерной прибыли);
- скрыть неудачные управленческие решения;
- достичь целевых уровней выручки или прибыли и тем самым обеспечить выплату директорам бонусов по результатам работы;
- привлечь новый акционерный или заемный капитал, показав, что у компании хорошее финансовое положение;
- оправдать ожидание крупных инвесторов в отношении доходности.
ГРЯЗНАЯ ПРАКТИКА: КАК КОМПАНИИ ПОДТАСОВЫВАЮТ ЦИФРЫ
МЕТОДЫ творческого бухгалтерского учета:
Фиктивные продажи: телекоммуникационные компании продают друг другу не используемую ими емкость оптических линий связи, чтобы увеличить выручку в отчетах о прибылях и убытках. Пример – компания Global Crossing.
Забивание дистрибьюторских каналов: компании выбрасывают на рынок больше продукции, чем ее дистрибьюторы в состоянии продать, искусственно увеличивая свои продажи. Также этот прием называют загрузкой торговли (trade loading).
Круговые схемы: этот прием, который использовала компания Enron, также называют встречными продажами (in-and-out trading). Два или более трейдера одновременно покупают и продают друг другу электроэнергию за одну и ту же цену. Это увеличивает товарооборот и создает впечатление, что дела участников сделки идут лучше, чем на самом деле.
Заимствование из выручки от продаж следующего периода: чтобы увеличить продажи и прибыль, товары, например, ковры, отмечают как проданные, сразу после поступления заказа.
Забалансовые виды деятельности: компании используют специальные юридические лица и прочие приемы, например аренду, чтобы вывести свои активы и обязательства за баланс.
Чтобы проверить сотрудников на проявленное «творчество в бухгалтерском учете» владельцы обращаются к независимым экспертам – аудиторским фирмам. После проведения аудита сразу вылазят все способы махинаций, ошибок и недочетов.
В хорошие экономические времена инвесторы и собственники становятся менее бдительными, поэтому бухгалтерам и директорам легче манипулировать цифрами.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
Данная статья была составлена на основе: «Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов»,Питер Этрилл, Эдди Маклейни. 2012 г.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Как выбрать лучшую аудиторскую фирму: пошаговое руководство
Чем отличается финансовая отчетность от управленческой?
Успех — это набор правильных привычек!
«Аудит-Инвест» БУДЕТ ПОЛЕЗЕН ВАМ B ПРОВЕДЕНИИ: