Так ли обязателен — обязательный аудит?

Подготовлено:

Людмила Химич, Директор Департамента Аудита и Консалтинга. Партнер по контролю качества.

Недавно к нам обратилось предприятие, которое относится к категории крупных по своим показателям финансовой отчетности. Руководство размышляет над следующим вопросом: а стоит ли проводить аудит финансовой отчетности за 2019 год? Для общества, которое не является акционерным, не является эмитентом ценных бумаг, расходы на аудит — это дополнительные «непонятные» расходы.

Так, с одной стороны норма Закона об обязательном аудите средних и крупных предприятий, не являющихся эмитентами ценных бумаг – новая; недостаточно понятны механизмы контроля над соблюдением требований законодательства, процесс наложения и взыскания штрафов. И вообще, потенциальный размер штрафов не составляет миллионы гривен, поэтому является «конкурентным» по сравнению со стоимостью аудиторской проверки. Так может не стоит проводить аудит? Может достаточно заплатить штраф?

Мотивы предприятия понятны. Однако давайте рассмотрим вопрос с другой стороны. Начнем с того, что напомним, в соответствии с нормами действующего законодательства, начиная с 01.01.2019 года, у крупных предприятий есть обязанность:

  • составление финансовой отчетности на основании таксономии финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности,
  • составление Отчета об управлении в полном объеме,
  • проведение конкурса по отбору аудитора, который имеет право предоставлять услуги по обязательному аудиту финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес,
  • проведение аудита финансовой отчетности,
  • обнародование финансовой отчетности с аудиторским отчетом, отчета об управлении на веб-странице или сайте предприятия (в полном объеме),
  • представление финансовой отчетности в центр сбора финансовой отчетности, операционное управление которым осуществляется НКЦБФР.

Так какие риски и какую ответственность несет предприятие в соответствии с нормами действующего законодательства относительно нарушения порядка обнародования финансовой отчетности предприятиями? Акценты таковы:

  • в соответствии с ЗУ №996 и ПКМУ №419 финансовая отчетность по МСФО составляется на основании таксономии финансовой отчетности и подается в центр сбора финансовой отчетности, операционное управление которым осуществляется НКЦБФР, с целью обеспечения доступа органов государственной власти, других органов и пользователей представленной предприятиями финансовой отчетности (на данный момент работает в тестовом режиме);
  • нормами законодательства определен орган, который проводит надзор за предприятиями, которые обязаны обнародовать финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением (Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью);
  • в соответствии с ст.24422 КУоАП и в соответствии с пп.15 п.15 Устава Государственного учреждения «Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью» для достижения цели и выполнения уставных задач Орган общественного надзора за аудиторской деятельностью имеет полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях (в том числе по обращению пользователей финансовой отчетности), связанных с нарушениями законодательства в части не предоставления информации в ГУ «ООНАД» в случаях, предусмотренных Законом, и не обнародования финансовой отчетности вместе с аудиторским отчетом;
  • Орган общественного надзора привлекает персонал, имеет технические и информационные возможности для осуществления своих функций. К сегодняшнему дню ими проведена подготовительная работа и сформированы перечни предприятий, которые должны выполнять требования ЗУ №996 по обнародованию финансовой отчетности;
  • Орган общественного надзора финансируется за счет взносов, в частности, выплачиваемых по каждому договору на проведение аудита предприятий общественного интереса. Поэтому его усилия будут направлены на соблюдение всеми субъектами общественного интереса выполнения норм законодательства о проведении обязательного аудита. Размер взноса — фиксированная часть в размере трех минимальных заработных плат (фиксированный взнос) и 0,8% от суммы договора на обязательный аудит (взнос от вознаграждения);
  • указанный Орган общественного надзора имеет полномочия по наложению административного взыскания, размер которого составляет от 17 000 грн. (впервые), и до 51 000 грн. (в дальнейшем). При этом, наложение взыскания не освобождает предприятие от обязанности проведения аудита.

 

Кроме этого, стоит напомнить, что финансовая отчетность, а именно — финансовый результат, определенный в финансовой отчетности, является основанием для проведения расчета объекта налогообложения налогом на прибыль в соответствии с нормами НКУ.

Поэтому финансовая отчетность, подтвержденная аудитором, придает уверенности в правильности определения статей активов и обязательств предприятия, определения финансового результата деятельности в соответствии с принятой концептуальной основой.

Мы рекомендуем не спешить с отказом, а взвешенно подойти к вопросу проведения обязательного аудита, и учесть приведенное выше при принятии управленческого решения. Однако не стоит затягивать процесс, так как средних и крупных предприятий — не эмитентов ценных бумаг — очень много, а аудиторских фирм, имеющих право проводить аудит таких субъектов — мало, особенно тех, у которых в наличии опыт, квалифицированные кадры, и возможность проведения аудита с пользой для предприятия.

 

 

Остались вопросы по аудиту? Свяжитесь с нами прямо сейчас!

097 338 12 88, 050 340 11 17

af@audit-invest.com.ua

Будь в курсе первым!
Подпишитесь на рассылку и получайте
только самую полезную информацию для Вашего бизнеса!
Подписаться
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в течение 5 минут

Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время

КиевДнепрКаменское
Написать в
Viber